В Арсенал Мастера прошла онлайн - встреча мастер - класс с нижегородским мастером Сергеем Кузьминым.
Эта статья создана на основе материалов Онлайн-Встречи с ним. Передаем атмосферу инетересной, познавательной беседы с мастером.
ссылка на саму Онлайн-встреча в Арсенал мастера с Сергеем Кузьминым "Методы восстановления старинных предметов мебели"
"В мебельном бизнесе с 1999 года. Прошел путь от студента, занимающегося изготовлением мебели для дома как хобби, сборщика, конструктора и ведущего дизайнера на первом месте работы, до владельца собственной компании, производящей уникальную мебель для ценителей оригинальности и функционала. В 2011 году пришлось сделать небольшой перерыв в работе с мебелью, познавая для себя управление, финансы и менеджмент в больших федеральных компаниях. В 2015 снова увлекся мебелью, но в совершенно другом виде. Реставрация стала занимать сначала половину, а потом и все рабочее время. От этого стал получать удовлетворение как в эмоциональном плане, так и на уровне финансовой отдачи. На сегодняшний день реализовано несколько десятков интересных проектов, от стульев с историей, до мебели в стиле «Буль».
Подробнее познакомимся с Сергеем и он ответит на самые задаваемые вопросы
История Сергея как он пришел к реставрации мебели
Работал после окончания универстита в мебельной компании конструктором, сброщиком мебели, монтажником. Далее я рисовал интересные для себя вещ по этой теме. Затем ушел в свою собственную фирму. Дизайнеры нам предлагали необычные идеи. А я и остальные сотрудники создавали изделия необычные. Далее был счастливый случай. Меня попросили отреставрировать старинные немецкие часы. Боялся, что не получитсяю. Все новое и непоятное было. И очень страшно. Работу сдал и получил за нее деньги хорошие. И после этого с 2012 года занимаюсь реставрацией.
Часто задаваемые Вопросы
Приходилось ли реставрировать Токарные работы ? Приходилось, Был например корпус часов с Шишками и др. На таких изделиях детали могут быть частично или полностью утраченными. Тогда по фотографиям восстанавливаешь детали изделия.
Отличие нашей и западной школы рестовраторов. Сергей : Больших нет в отличий. Знания берем или из первоисточников, много на Ютюбе у наших и иностранных мастеров.
На сколько востребована профессия рестовратора? Отношение к мебели предков в России было бережное. И мостик между поколениями Сергей у своих клиентов чувствует. Сохранить прошлое для себя и для будущего поколения многие желают. Спрос есть.
Где обучают в России реставрации ? Самостоятельно или на базе средне-технических школ (училищ раньше). В Москве и Питере есть такие школы. Так же школы могут быть при монастырях.
Вы находили тайники и клады при реставрации ? Естественно находил . Кладов не было. А вот тайники было. Восстанавливал кресло бержер и обнаружил, что его уже восстанавливали, И нашел лоскуток старого покрытия, по изящности и богатству отличавшее от того что увидел в наше воемя. За мешковину те реставраторы не проникали, Разбирая подлокотник, нашел между мешковинами старинный ключ.Он был спрятан. Этот ключ в моем музее хранится. Также там нашел билетик 1950 года и от старых папирос 1947 года картонку.
Что самое сложное в реставрации ? Для Сергея это первое знакомство в клиентом, при котором обсуждаются все тонкости процесса. Бывают клиенты которые думают, что в этом деле нет сложностей.
Изначально все реставрационные работы обсуждаются с заказчиком. И следовать далее Вы работаете по договоренностями с ним. По необходимости фиксируете фото или Видео промежуточные моменты в работе.
На этом мастер классе мы покажем начало реставрационных работ на примере Верхней части Шкафа начала прошлого века.
Внешний осмотр изделия
Признаки поражения мебели
На детали верхнего шкафа оцениваем внешние и внутренние повреждения мебели и делаем выводы:
Коробление досок по плоскости и по ширине у нас.
Демонтаж придется делать полный
Если доску не сможем выправить, то придется ее заменить.
На нижней части этой детали шкафа тоже коробление .Это сосновая доска, которая была зашпонирована дубовым шпоном. Что создавало эффект дубовй доски.
Лицевой фон поверхности вершней детали шкафа в целом не плохой. Есть потертости только.
Уникальность этого шкафа, несмотря на массивность старой мебели в том, что его можно разобрать на одном месте и собрать на другом. На шкафе для этого присутствуют старинные, похожие на современные методы, крепления. Вживленные металлические планки с резьбой, ответные метки на стойке в виде уголков. Болт вставляется в отверстие и закручивается. Значит стойка стоит на шкантах и дополнительно закручивается болтами.
Финишем верхней части этого шкафа является большая задняя стенка. Она сделана ламелями. Это позволяет шкафу иметь свою геометрию.
Боковая поверхность задней стены верхней части шкафа треснула. Придется наращивать шпон.
Доска сосновая, а шпон из дуба. Щель надо будет склеить, далее добавить дубовый кусочек (вживлять) и под него подбирать общий тон всего шкафа. Это даст при склеивании отсутсиве зрительно щелей, стыков,
Хорошая новость от Сергея. В этой конструкции нет жучка.
Про жучков. Как бороться
Сергей пользуется простыми способами : Ацетон или Спирт. Поместить в шприц, далее закачивать во все канавки. Если есть паразиты, они погибнут. В дальнейшем эту щель закрыть клеем через шприц.
Вывод : На реставрацию этой детали шкафа по мнению Сергей уйдет дня четыре. В этом мастер классе мы затронем самые важные моменты реставрации.
Демонтаж верхней детали шкафа
Очень важный момент. На каждую деталь крепим маркировочный стикер (скотч бумажный). Представим себя человеком, впереди стоящим перед шкафом. И слева направо подписываем слои декора, которые идут сверху вниз.
Левый верхний декор
Левая боковина декора
Центральная часть
Правый верхний декор
Правая боковина декора
Используем при монтаже в качестве опорного металлического элемента шпатель (цикля) и Гвоздодер мини рукоять бук NAREX 879050 ХИТ !
Движения при демонтеже делаем изнутри. Первый элемент готов. Видим, что он крепился на гвозди.
Также видим на детали остатки клея. Раньше использовали клей Козеиновый. Если прогреть это место с клеем феном, то кристалики клея начнут растворяться. Плюс козеинового клея - его можно использовать вторично.
Когда у вас появилось простронство для работы, можно перейти на работу с молотком деревянным / Киянкой
Если элемент поддается демонтажу, то хорошо. Если нет, возможно лучше его не трогать.
Хранятся детали после демонтажа у Сергей на стелаже. Детали лежат в порядке, как происходил демонтаж. Сверху вниз. Удобно делать реставрацию изделия снизу вверх. У шкафа сначала надо отреставрировать основание и далее постепенно соединять с более верхними элементами.
У нас итоговая верхняя деталь шкафа сегодня.
Восстановитель твердости древесины
Покажем , что еще нам необходимо в работе : Восстановитель твердости древесины 500 мл Borma Wachs 0641
Это смесь быстросохнущих смол, которые пропитывают поврежденную древесину и придают ей твердость.
Это удобное современное стрество. Наши отцы и деды использовали в качестве восстановителя - Олифу.
Средства для снятия лака
Наш шкаф был покрыт лаком, но со временем он истончился и в некоторых местах совсем истерся.
Если бы наш шкаф имел толстый слой лака, то нам пришлось бы воспользоваться :
Смывка-гель для эффективного удаления с древесины всех видов лаковых покрытий не влияя на цвет древесины Borma Radikal Abbezier 750 мл Borma 0031-ES
Покажем как использовать Смывку. Одеваем перчатки, нужны еще очки, маску. Перед применением смывку сбалтываем встряхиванием.
Кисточкой небольшое количество смывки наносим
Старый лак под действием средства начинает вспучиваться
У нас слой лака небольшой, поэтому 3-5 минут достаточно подождать. Можно пленкой закрыть. Снимаем слой лака шпателем. Шпатель обычный , но доработанный : у него сняты острые края и на нем не должно быть заусенцев.
Снимаем слой лака по направлению волокон
Видим как изменился цвет на прямой порхности.
Далее поверхность шкафа будет вогнутой. Поэтому работаем с циклей
Подбираем циклю под вогнутость нашей детали шкафа. Если услышили характерный звку шпателя по твердому лаку, остановитесь и нанесите еще смывки, чтобы лак растворился и продолжайте удаление.
Сергей поясняет, что Смывку для удаления лаковых покрытий Borma Radikal Abbezier Borma 0031-ES можно использовать и для удаления старой краски, например на оконных рамах. Ее можно наносить на деревянную поверхность, стекло и зеркала.
Подготовка поверхности для реставрации после снятия лака
Тряпккой удалим остатки грязи, лака смытого. Если видим наличие царапим, рисок, неровности поверхности, то по направлению волокон сокрябываем циклей малой.
Закончили циклевание
Попробуем показать как шлифовать поверхность ручными шлифками, Круг возьмем зернистость 180 и 240. Внимание! Автоматическими шлифмашинкам нельзя пользоваться. Только ручной подход.
Ручной шлифок на липучке для дисков 125 мм Men at Work 6223 ХИТ !
Работаем вдоль волокон. Если видим, что покрытия лаковое рядом в небольшом количестве, то шлифком удаляем его, не используя смывку. Делаем продолжаем процедуру в щадящем режиме шлифкругом 180 грит. не ниже.
Далее формируем шлифком потрескавшийся угол
Кисточкой сметаем пыль
Шпон в мастерской
Его должно быть много и разнообразного : ореха, американского ореха, клен, ясень, дуб и др.
Перед наложением шпон нужно подготовить по цвету, максимально близкому к требуемому, это делается обычно нанесением морилки. Заранее создаются образцы с разным составом морилки и количеством слоев. Сравниваете, что лучше подходит. Если получается слишком темный цвет после морилки, разбавляете растворителем. Нюансы обсуждаются с заказчиком, Можно восстаноить цвет какой был, а можно внести новый цвет в изделие.
Покажем шпон дуба на клеевой основе
Как подобрать рисунок шпона. Покажем на примере. Видим, что нам необходим шпон с рисунком крупным.
Вот этот шпон в самый раз. Но рисунок на нашем шкафе идет в шпоне не под прямым углом, а с наклоном, Значит нам надо это учесть. У нас край изделия нормального вида. Если есть скол по всей ширине / высоте, то по линейке отчертить по волокнам кусок шпона старого испорченного, удаляем его и вживляется новый кусок шпона. Место соединения будет менее заметным, если сразу в шов попадет немного пыли после шлифовки. Клей ее схватит. Будет красиво.
Если надо заменить шпон в середине поверхности , действуем аналогично. Подбираем рисунок. Удаляем часть круглым пробойником. такой же круг делаем пробойником на новом шпоне. И максимально плотно клеим. Пыль забиваем сразу в швы. И с клиентом оговариваете все действия конечно.
Шпон хранится листами. При транспортировке его можно свернуть.
Для заделывания небольших механических дефектов деревянной поверхности (трещины, сколы) используйте Шпаклевку нитро Holzmasse Borma
Они удобны тем, что вся серия разбита по цвету.
Для покрытия хорошо подходит Масло Борма и Спрей серии
Посмотреть всю серию лаков Borma Holzspray
Наносим колеровочное масло губкой на подготовленную поверхность
Мы видим, что масло ровно лодится и никаких изьянов у нас нет в подготовке. Слой тонкий масла и минут через 10 можно снять излишки тряпкой и продолжить. нанести 2-ой слой.
Наше масло готово для снятия остатков тряпкой. Вот так теперь выглядит поверхность. Следующий слой масла уже не так будет интенсивно впитываться. Как правило необходимо нанести 2-3 слоя масла.
Финишное покрытие наносится после сушки не менее 24 часов. Но у нас ускоренный метод из-за мастер класса. Мы нанесем его сегодня. Финишный слой может быть маслом, лаком, даже воском пчелиным.
Масло для мебели Hard Furniture Oil Mobiloil с повышенной твердостью бесцветное 500 мл Borma Wachs 4901 ХИТ!
Но сначала применим металлическу вату небольшой кусочек оторвем начинаем полирование ею вдоль волокон (приглаживание верхнего слоя дерева). Мы не снимаем слой ватой, а приглаживаем ворс.
Металлическая вата зернистость ОООО Толщина 0,0063 мм Borma Wachs 200 гр CDO6473.2 00шт
Финишное покрытие у нас будет Масло Hard Furniture Oil Mobiloil с повышенной твердостью Borma 4901 ХИТ!. И таких слоев должно быть 3.
Посмотрите Все Масла / краски / воски / лаки
Далее расскажем про чудо сундучок Сергея
В переносном ящике мастера обязательно находятся Классический рубанок , у Сергея № 4 как универсальный рубанок.
Также есть рубанок № 5 для снятия первоначального слоя поверхности. Зензубель для снятие четвертей, Торцовочник, рубанок карманник,
Посмотрите Все рубанки в нащем каталоге
Угольники , обязательно иметь, Стамески, Киянку , молоток,
Пробочники для изготовления деревянных пробок, для сверления и маскировки отверстий под шурупы.
Посмотрите в каталоге Свёрла / буры / коронки
Рейсмус, Отвертки, шило нужны реставратору
Карандаши, ножницы, ножи , циркули
Малки и угломеры , оснастка для лобзиков, ножи разметочные
Видео Открыто для всех !
Сергей рекомендует Книги Михаила Нетыкса
Книга Практический курс столярного дела с Атласом чертежей, автор М. Нетыкса М00011884
Книга Практический курс токарного искусства с Атласом чертежей, автор М. Нетыкса М00013313
Посмотрите также
Николай Х.
Большое спасибо за мастер- класс! Видно, что Сергей - профессионал своего дела. Было очень познавательно.
Виктор Р.
Спасибо за классный контент,все супер!!! Интересно посмотреть обзор мастерской мастера.
Команда Арсенал Мастера РУ
Технический редактор Ирина Корнилова